Home  :  Contribute  :  Account  :  My Downloads  :  Gallery  :    
Clubul filosofic "Hypatia"
 Welcome to Hypatia
 Monday, September 16 2019 @ 08:11 PM MSK

О скороговорках

   

Статьи на русском => Wikilivres
=> Источник

Фотография - из Интернета


    
... Скороговорки - очень интересный жанр, который, как правило, 
относят к детским жанрам, ибо он способствует развитию речи и
обучению правильного произношения определённых групп звуков, 
представляющих некоторые трудности для неразвитого речевого 
аппарата маленьких детей. 

... Скороговорки, как и частушки, зародились в недрах фольклора, 
но отличаются от них именно тем, что ориентированы на детей, а 
их назначение, в отличие от частушек, не только развлекательное, 
но и "учебное". Что, разумеется, не исключает развлекательности. 

... Фольклорные скороговорки бывают как стихотворные, так и про-
заические. Скороговорку можно определить, как плотно аллитери-
рованный текст, в прозе либо в стихах, то есть текст с большой 
плотностью аллитераций, ориентированный на развитие речи детей. 
Обязательным признаков скороговорки является её "трудновыгова-
риваемость", что ставит перед ребёнком определённую учебную за-
дачу. Эта же характеристика, провоцируя трудности произношения, 
вызывает смех и воспринимается, как специфический "скорогово-
рочный" юмор. Смешно, потому-что "не получается" - одна из черт 
характерного для детей чувства юмора. Нужно также отметить, что 
фонетическая однородность скороговорок ориентирована на исполь-
зование определённых труднопроизносимых звукосочетаний, содер-
жащих "трудные" для детей звуки - шипящие, аффрикаты, звук "р",
которые удаются им в последнюю очередь. Отсюда - их нестрогая 
классификация по тренируемым ими звукам. 

Рассмотрим пример авторской скороговорки:

Совы и сосны (А.В.)

В сосняке соснули сосны,
После сна они несносны!
Осовелая со сна -
Косится на сов сосна!
Сердится, скрипит сурово:
- С сосен убирайтесь, совы,
Сосны вам не софки,
Ухайте на сопке!

Очевидно, что  это - скороговорка на звук "с" -  в ходе её прочте-
ния встречаются различные повторяющиеся созвучия,  в состав 
которых входит звук "с" в похожих сочетаниях:
1-я строка - сосн, сосн, сосн
2-я строка - ос, есн, есн, осн
3-я строка - со, со-сн
4-я строка - се, ся, со, со
5-я строка - се, с, су
6-я строка - ссо, ес, со
7-я строка - сосн, со
8-я строка - со.

... В современном литературном пространстве словесные игры и 
такой богатый фонетическими эффектами художественный приём, 
как аллитерация, чрезвычайно популярны, ими пользуются доста-
точно широко даже в так называемых серьёзных стихах. Безусло-
вно, стихосложение вообще можно считать литературной игрой -
с определёнными правилами, варьируя которые мы получаем всё 
изобилие современных поэтических жанров. Некоторые из них дос-
таточно стары, а другие зародились в течение последних несколь-
ких веков. При этом все эти жанры постоянно развиваются, совер-
шенствуясь, обретая новые черты. Хорошим примером этому может 
служить классический сонет, который в процессе своего развития 
претерпел немало трансформаций и теперь существует во многих 
разновидностях. 

... Скороговорки, в последнее время, стали очень популярными,
в особенности среди детских поэтов - их фонетическая привлека-
тельность и юмор, требующие виртуозного владения словом, мо-
тивирует создавать новые скороговорки, с использованием совре-
менных лексических приобретений. Успешное использование 
аллитерации и сложных созвучий в стихотворных текстах указы-
вает на определённый уровень мастерства и даже является ха-
рактеристикой стиля того или иного автора, что является допол-
нительным побудительным мотивом для овладения этим инстру-
ментом. Современные скороговорки должны быть более про-
фессиональны, чем фольклорные, "самоделки" уже не соот-
ветствуют современным эстетическим требованиям. Прозаи-
ческие скороговорки, как правило, неинтересны и поэтому 
малоэффективны. Развивая этот жанр нужно учесть детскую 
психологию, предлагая ребёнку не маловразумительные нерит-
мичные тексты, которые ему скучны, а чёткие, ритмичные 
стихотворные миниатюры с интересным сюжетом и  с юмором. 
И специалисты логопеды также должны это учесть и постоянно 
пополнять свой "арсенал" новыми, мастерски сложенными 
стихами-скороговорками, которые бы нравились ребёнку и 
мотивировали бы его часто их повторять и выучивать наизусть - 
не только ради "учебного эффекта", но и в своё удовольствие. 
Ребёнок не должен воспринимать учебный материал как скуч-
ную обязательную программу, которую он обязан усвоить - 
единственной мотивацией для него является не "обязательность"
 усвоения того или иного текста, а позитивность его влияния 
на психику ребёнка, удовольствие, которое он может полу-
чить в процессе работы с текстом. Как и любое другое детское 
стихотворение, скороговорка не должна быть  набором 
рифмованных фраз, а мини-спектаклем, со своим весёлым 
увлекательным сюжетом, со своими героями-актёрами и действую-
щими лицами, и должно решать те же задачи обучения и воспитания.

Этот текст включён, как отдельная глава, в эссе "О детской поэзии": 
http://www.stihi.ru/2018/04/25/9829


© Copyright: Адела Василой, 2018




What's Related

Story Options

О скороговорках | 0 comments | Create New Account
The following comments are owned by whomever posted them. This site is not responsible for what they say.
 Copyright © 2019 Hypatia
 All trademarks and copyrights on this page are owned by their respective owners.
Powered By Geeklog 
Created this page in 0.06 seconds