=> Wikilivres => Источник
... Скороговорки - очень интересный жанр, который, как правило, относят к детским жанрам, ибо он способствует развитию речи и обучению правильного произношения определённых групп звуков, представляющих некоторые трудности для неразвитого речевого аппарата маленьких детей. ... Скороговорки, как и частушки, зародились в недрах фольклора, но отличаются от них именно тем, что ориентированы на детей, а их назначение, в отличие от частушек, не только развлекательное, но и "учебное". Что, разумеется, не исключает развлекательности. ... Фольклорные скороговорки бывают как стихотворные, так и про- заические. Скороговорку можно определить, как плотно аллитери- рованный текст, в прозе либо в стихах, то есть текст с большой плотностью аллитераций, ориентированный на развитие речи детей. Обязательным признаков скороговорки является её "трудновыгова- риваемость", что ставит перед ребёнком определённую учебную за- дачу. Эта же характеристика, провоцируя трудности произношения, вызывает смех и воспринимается, как специфический "скорогово- рочный" юмор. Смешно, потому-что "не получается" - одна из черт характерного для детей чувства юмора. Нужно также отметить, что фонетическая однородность скороговорок ориентирована на исполь- зование определённых труднопроизносимых звукосочетаний, содер- жащих "трудные" для детей звуки - шипящие, аффрикаты, звук "р", которые удаются им в последнюю очередь. Отсюда - их нестрогая классификация по тренируемым ими звукам. Рассмотрим пример авторской скороговорки: Совы и сосны (А.В.) В сосняке соснули сосны, После сна они несносны! Осовелая со сна - Косится на сов сосна! Сердится, скрипит сурово: - С сосен убирайтесь, совы, Сосны вам не софки, Ухайте на сопке! Очевидно, что это - скороговорка на звук "с" - в ходе её прочте- ния встречаются различные повторяющиеся созвучия, в состав которых входит звук "с" в похожих сочетаниях: 1-я строка - сосн, сосн, сосн 2-я строка - ос, есн, есн, осн 3-я строка - со, со-сн 4-я строка - се, ся, со, со 5-я строка - се, с, су 6-я строка - ссо, ес, со 7-я строка - сосн, со 8-я строка - со. ... В современном литературном пространстве словесные игры и такой богатый фонетическими эффектами художественный приём, как аллитерация, чрезвычайно популярны, ими пользуются доста- точно широко даже в так называемых серьёзных стихах. Безусло- вно, стихосложение вообще можно считать литературной игрой - с определёнными правилами, варьируя которые мы получаем всё изобилие современных поэтических жанров. Некоторые из них дос- таточно стары, а другие зародились в течение последних несколь- ких веков. При этом все эти жанры постоянно развиваются, совер- шенствуясь, обретая новые черты. Хорошим примером этому может служить классический сонет, который в процессе своего развития претерпел немало трансформаций и теперь существует во многих разновидностях. ... Скороговорки, в последнее время, стали очень популярными, в особенности среди детских поэтов - их фонетическая привлека- тельность и юмор, требующие виртуозного владения словом, мо- тивирует создавать новые скороговорки, с использованием совре- менных лексических приобретений. Успешное использование аллитерации и сложных созвучий в стихотворных текстах указы- вает на определённый уровень мастерства и даже является ха- рактеристикой стиля того или иного автора, что является допол- нительным побудительным мотивом для овладения этим инстру- ментом. Современные скороговорки должны быть более про- фессиональны, чем фольклорные, "самоделки" уже не соот- ветствуют современным эстетическим требованиям. Прозаи- ческие скороговорки, как правило, неинтересны и поэтому малоэффективны. Развивая этот жанр нужно учесть детскую психологию, предлагая ребёнку не маловразумительные нерит- мичные тексты, которые ему скучны, а чёткие, ритмичные стихотворные миниатюры с интересным сюжетом и с юмором. И специалисты логопеды также должны это учесть и постоянно пополнять свой "арсенал" новыми, мастерски сложенными стихами-скороговорками, которые бы нравились ребёнку и мотивировали бы его часто их повторять и выучивать наизусть - не только ради "учебного эффекта", но и в своё удовольствие. Ребёнок не должен воспринимать учебный материал как скуч- ную обязательную программу, которую он обязан усвоить - единственной мотивацией для него является не "обязательность" усвоения того или иного текста, а позитивность его влияния на психику ребёнка, удовольствие, которое он может полу- чить в процессе работы с текстом. Как и любое другое детское стихотворение, скороговорка не должна быть набором рифмованных фраз, а мини-спектаклем, со своим весёлым увлекательным сюжетом, со своими героями-актёрами и действую- щими лицами, и должно решать те же задачи обучения и воспитания. Этот текст включён, как отдельная глава, в эссе "О детской поэзии": http://www.stihi.ru/2018/04/25/9829 © Copyright: Адела Василой, 2018